Будущие программисты из жилого массива Уркер

31 октября 2022 года в жилом массиве Уркер состоялось открытие IT класса по обучению детей программированию и развитию цифровых компетенций в рамках социального проекта «I-Ybray, Программируй свое будущее».

IT класс по программированию будет работать при Школе-гимназии №69 имени Кемеля Акишева» в жилом массиве Уркер (жилой массив Уркер, расположен в 14,8 км от Астаны. В нем проживает более 30 000 человек, большинство многодетные семьи). Проект «I- Ybray, Программируй свое будущее» направлен на обучение детей в возрасте от 10 до 16 лет, преимущественно проживающие в поселках и моногородах (это локации, куда коммерческие школы по программированию не заходят и у родителей нет возможностей для платного обучения) и повышение квалификации преподавателей по информатике, которые могут повысить свои компетенции по программированию и цифровым компетенциям. Обучение для детей бесплатно. За год планируется обучить от 100 до 300 детей.

По окончанию обучения дети в возрасте от 14 до 16 лет (старшеклассники) по итогам прохождения курсов по программированию Python помимо получения востребованных компетенций смогут начать работать в позиции junior в IT компаниях, либо делать сайты или иные простые приложения под заказ. Дети в возрасте от 10 до 14 лет получат профориентацию и повысят свои цифровые навыки, которые в дальнейшем даже если они не выберут ITспециальность, позволит стать квалифицированными кадрами для цифровой экономики будущего. 

Открытие класса по программированию в поселке Уркер стало возможным при активном участии ОФ «Цифровая трансформация», АО «Логиком» и Компьютерная академия Шаг.

Проект «I-Ybray, Программируй свое будущее» по созданию бесплатных классов по программированию реализуется с 2017 года. Руководитель ОФ «Цифровая трансформация» Азиза Шужеева отметила: «Цифровая трансформация в настоящее время охватила все отрасли экономики и создала мощный спрос на IT-специалистов, в том числе программистов и др. Только за 2021-22 годы востребованность IT специалистов выросла в Казахстане на 55%. За последние четыре года количество вакансий по профессиональной области «Информационные технологии, интернет, телеком» увеличилось на 88,5%. За первую половину 2022 года казахстанские работодатели разместили около 20 тысяч вакансий.

Средняя заработная плата по Казахстану за первую половину 2022 года составила 387 тысяч тенге. Рост зарплат к 2019 году составил 60%. С другой стороны, при наличии устойчивого спроса на IT специалистов с заработными палатами выше среднего, мы видим как растет количество молодежи категории NEET. Если в Казахстане молодёжь составляет почти 20% от всего населения страны, то 6,9% из них входят в категорию NEET. Это более 255 тысяч человек в возрасте от 15 до 29 лет.  Для решения проблемы нехватки кадров для цифровизации экономики Казахстана необходимо массовое обучение детей школьного возраста основам программирования и цифровым компетенциям. Эту задачу мы решаем в рамках социального проекта по созданию бесплатных IT классов по программированию». Всего за весь период реализации проекта с 2017 по 2022 годы обучено более 25 тыс.детей по стране. Проект «I-Ybray, Программируй свое будущее» показывает молодежи возможности для самореализации и получения финансовой стабильности в новом цифровом мире.

В открытии класса по программированию в жилом массиве Уркер также приняли участие Искакова Жулдызай – члены Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, Батырбек Мусин – почетный связист, член общественного совета партии «Аманат» и другие общественные деятели.

Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 4.

Так как законодательная база была полностью готова, далее начинается четвертый этап развития е-правительства. Этот этап я называю «Расширение е-услуг».

Данный этап реализовывался в рамках госпрограммы «Информационный Казахстан 2013-2018г.г.». В этот период началась активная интеграция информационных систем госорганов, всего было реализовано более 150 электронных услуг, проводилась активная работа по модернизации ИКТ инфраструктуры, вводились стандарты 4G. В этот период увеличилось количество пользователей интернет, сильно повысился уровень цифровой грамотности. Стало появляться больше сервисов, начала активно развиваться электронная коммерция. В частности, на 100% была автоматизирована процедура подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка, была открыта база для обсуждения законопроектов и прочее.

Количество пользователей egov стало стремительно расти, портал выдавал уже по 2-3 млн справок в год.

Кстати, переход на платформенную модель возник не сегодня и даже не вчера. Тогда в 2015 году был принят новый Закон РК «Об информатизации», было введено понятие информационно-коммуникационной платформы «Электронного правительства». И оператор инфраструктуры «Электронного правительства» в лице АО «НИТ» должен был начать создание информационно-коммуникационной платформы «Электронного правительства» (пункт 11, статья 13 «Закона об информатизации»).

Далее уже в 2018 году был принят приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 239 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 июня 2018 года № 17046) «Об утверждении Требований по развитию архитектуры «Электронного правительства». И был утвержден принцип платформенности, что предусматривает «формирование и постоянное развитие межведомственных централизованных технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и инструментов для решения общих технических задач в рамках различных отраслей (сфер) государственного управления».

Также был утвержден принцип универсальности решений. После этого с 2018 года АО «НИТ» планировал реализацию проекта по созданию платформы «Электронного правительства», который назывался G-Cloud.

Здесь, конечно, большой вопрос к Холдингу «Зерде», как к системному интегратору и национальному институту развития ИКТ отрасли, почему эта платформа так и не была создана. Этот пробел сильно почувствовался при пандемии, когда для выдачи 42 500 тенге потребовалась доработка информационных систем. Эту задачу в короткие сроки было невозможно реализовать, так как в е-правительстве культура непрерывного программирования невозможна в принципе. Насколько я знаю, переход на промышленную платформу вендора активно рассматривался и велись переговоры.

Автор: Азиза Шужеева

Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 3.

Когда была создана основа, развитие е-правительства перешло на второй этап — интерактивный.

Период 2008-2010 годов. В этот период получили развитие интерактивные услуги с применением ЭЦП. Люди стали получать адресную справку, справку о судимости, начали регистрировать акты гражданского состояния через портал. Этот период стал революционным в своем роде, так как появились ЦОНы, которые сильно изменили государственные бизнес-процессы по обслуживанию населения.

Появилось достаточно много сервисов для бизнеса, стало возможным зарегистрировать компанию онлайн, электронно получить лицензию, поучаствовать в онлайн закупках.

После этого развитие е-правительства перешло на третий этап — транзакционный. Появились более сложные многокомпонетные услуги. Здесь большим достижением стало внедрение систем «Е-нотариат» и «Е-лицензирование». Многие нотариусы уже не помнят, но тогда они очень сопротивлялись этим изменениям также как и госорганы, которые боялись предоставлять доступ к гос.базам данных нотариусам.

Нотариусы боялись, что их услуги станут не востребованными. Но как показала жизнь, именно благодаря этой системе сегодня не нужно бегать за справками при оформлении сделок с недвижимостью, машинами и прочим. Оформление сделок купли-продажи стало простым.

К этому периоду развивалось и законодательство в сфере цифровизации и ЭЦП, уже были закреплены разные виды электронных услуг, появились новые институты, которые должны были отвечать за развитие е-правительства. В частности, Холдинг «Зерде» получил статус национального института по развитию ИКТ.

В 2009 году на портале е-правительства была реализована масштабная прямая линия с Главой государства, было обработано более 100 000 обращений граждан с помощью портала, SMS и телеобращений. Такой многоканальный коннекшен с Президентом был в истории страны один раз.

В 2010 году стартовал транзакционный этап развития е-правительства, на портале egov появились услуги, предполагающие возможность онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, сборов, пошлин и штрафов за нарушения ПДД, в 2011 году — оплата услуг ЖКХ.

Автор: Азиза Шужеева

Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 2.

Первым этапом создания ЭП в Казахстане стала госпрограмма по созданию инфраструктуры е-правительства 2005-2008 года. Главными достижениями этого периода стали запуски проектов: единая транспортная среда, национальный удостоверяющий центр, серверный центр, государственные базы данных физических лиц, юридических лиц, недвижимости, адресов и др.

В этот же период в Законе «Об информатизации» были закреплены понятия электронной цифровой подписи и электронного документа.

Это были революционные нормы, благодаря которым статус электронного документа был приравнен к бумажному с печатью. Тогда тоже было много сопротивлений, так как люди привыкли доверять бумажке и не хотели понимать, что такое «электронный документ». Помню, как возмущались депутаты, ведь это были люди совершенно другого поколения с особым отношением к бюрократии.

В этот же период, в 2006 году, был запущен портал egov.kz. На нем были выведены только информационные услуги госорганов. То есть команда контент-менеджеров перерабатывала всю нормативку по стадиям жизненного цикла человека и просто разъясняла гражданину, как и куда обращаться, если родился ребенок в семье, например.

Сейчас это кажется смешным, но тогда собрать в одну услугу всю разъясняющую информацию, список роддомов, список загсов, а также объяснить человеку, какие нужно оформить документы, например, при рождении ребенка, было очень непросто.

Вся информация была практически рассредоточена по разным министерствам и комитетам, и в открытом доступе ее практически не было. Не было сайтов у многих госорганов. Люди «платили» за то, чтобы им просто разъясняли элементарные вещи, которые должны были быть в открытом доступе. То есть на первом этапе портал egov.kz предоставлял людям только информационные услуги. Хочу заметить, что здесь же на первом этапе создания egov.kz была реализована система типа эстонской «X-road». У нас она называется «шлюз электронного правительства». Это технологии 2001-2006 г.г., так называемый маршрутизатор запросов.

Что хочу отметить еще: параллельно в этот период была запущена программа снижения информационного неравенства на 2007-2009 годы. В это время открывались бесплатные компьютерные классы для повышения цифровой грамотности всего населения — от детей до пенсионеров, проводилась оцифровка библиотек, музейных фондов и др. Было обучено около 2 млн человек. В 2008 году программа была поставлена на утрату из-за финансового кризиса.

Автор: Азиза Шужеева

Казахстанских женщин усилят в госуправлении и на руководящих позициях

Женский потенциал как одна из точек роста в повышении качества системы госуправления и развития МСБ был отмечен сегодня на панельной сессии Technowomen Kazakhstan«Возможности женщин в цифровой экономике», которая прошла в рамках крупнейшего в Центральной Азии цифрового форума Digital Bridge 2022. 

Участницы активного движения в поддержку женщин в технологичных отраслях Technowomenотметили важность перехода на цифровую экономику и открывающиеся вместе с этим возможностей. 

Модератор сессии, Исполнительный директор ПКБ, Асем Нургалиева, поделилась также данными о том, что около 80% предприятий МСБ считаются себя слабо или совсем нетехнологичными, хотя это основа для реализации diversity в экономики Казахстана. «Если мы думаем, что аналоговый МСБ позволит сделать пресловутый квантовый скачок, мы уже ментально отстаем. Потребитель, привыкший пользоваться цифровыми услугами крупных корпораций, уже не сможет поддерживать нетехнологичные бизнес-модели МСБ, которые вынуждены меняться. Это хорошая возможность для женщин», — подчеркнула она. 

Так, 43% руководителей компаний из сектора МСБ являются женщинами, в том числе 52,57% в качестве индивидуальных предпринимателей. 

Новые ниши, связанные с цифровой экономикой, также позволят повысить доходы почти 56% женщин, занятых в низкомаржинальных отраслях. Как отмечает Азиза Шужеева, руководитель Общественного фонда Цифровой трансформации: «Необходимо усиливать позиции женщин на руководящих позициях и увеличить долю женщин в системе принятия решений в стране. Для этого уже сейчас утверждены специальные квоты в размере 30% для женщин для участия в Советах директоров квазигосударственного и государственного сектора. Данная норма коснется более 500 организаций с кадровым потенциалом более 1,5 тысяч квалифицированных женщин».

Тему о женском потенциале в развитии института корпоративного управления и повышения инвестиционной привлекательности продолжила и инвестиционный банкир Асем Кенжебек: «Не только международные правительственные организации, но и зарубежные инвесторы вводят требования по наличию женщин как в контролирующем, так и исполнительных органах компаний. Например, для листинга на Гонконгской бирже жесткое требованию по наличию женщин в составе, иначе проект не пройдёт листинговый комитет». И речь здесь не о гендерном равенстве, а в том числе о высокой ответственности женщин.

Женский потенциал является вполне обоснованным, так как превалирующее большинство имеющих ученую степень именно женщины. При этом в рамках дискуссии была поднята тема о кадровом дефиците в ИТ, как нише для развития женского ИТ. 

«Образовавшийся дефицит ИТ-специалистов, который отмечают ИТ-компании Казахстана, создает для женщин возможность «войти в IT» не только для начинающих, но и для желающих сменить профессию. У компаний, обеспечивающих диверсификацию рабочих мест, показатель успешности выше на 21%.» — подчеркнула спикер сессии, Мадина Дусмагамбетова, заместитель генерального директора компании Documentolog.  

Гендерная риторика в Казахстане плавно переходит в системное русло. Возможности, которые открываются для женщин, своевременны и стратегически важны. Остается пожелать казахстанской прекрасной половине оправдать надежды общества и государства. 

Международный форум Digital Bridge ежегодно проводится в Астане с 2018 года. В этом году деловая программа форума включает 45 панельных сессий.  Презентована выставка технопарков, аллея IT-стартапов, выставка IT-школ, ярмарка IT-вакансий,  конкурс Astana Hub Battle. 

Организаторы — Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, акимат города Астана и международный  технопарк IT-стартапов Astana hub. 

Генеральный спонсор форума – Kaspi.kz. Спонсоры и партнеры — Казахтелеком, Freedom bank, Tengizchevroil, My Car, Tech culture, Huawei, G42, Halyk Bank, Bigroup, Prime source, Glovo, SF, Leica, BI Group, OneWeb, Citix.

Казахстанский цифровой контент. Часть 1.

Начну с того, что развитие цифровой экономики в Казахстане, даже при условии развитой инфраструктуры и ИКТ, невозможно без наличия качественного и востребованного цифрового контента. Более того, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры без развития цифрового контента вообще не имеет никакого смысла.

В настоящее время в Казахстане начато внедрение стандарта 5G. Растет уровень проникновения интернета. В 2020 году в стране он составил 85,9% для граждан в возрасте от 6 лет и старше, а среди экономически активного населения в возрасте от 16 до 74 лет и того выше — 89%.

Растет распространение электронных сервисов. Так, каждый экономически активный житель РК использует более 4 онлайн-сервисов банков, при этом два года назад показатель составлял 1-2.

В медиа развиваются новые форматы цифрового контента, которые сегодня активно продвигает Salem Social Media, появляются цифровые образовательные платформы и др.

Но при всем при этом, у нас большее внимание уделяется инфраструктуре (по сути, «железу»). А о том, что будут смотреть и слушать люди с помощью этого «железа», мало кто задумывается.

Тем временем в мире давно идет «борьба за умы», в которой мы заметно проигрываем. Меры гос.поддержки для развития контента за все годы независимости Казахстана применялись только в течение 4-х лет в виде налоговых льгот и только в отношении производства и реализации газетно-журнальной продукции и были отменены с 1 января 2005 года.

Единственным усилием государства по созданию цифрового контента была гос.программа снижения информационного неравенства 2007-2009 г.г., которая была поставлена на утрату в 2008 году. В рамках этой программы была начата работа по оцифровке архивов, созданию электронных библиотек, музеев и др. Вся эта работа была также свернута и сведена на нет.

В мировом сообществе отрасль производства цифрового контента (интернет-сайты, интернет-музеи, электронные библиотеки, цифровое кино, ТВ-контент, анимация и др. продукция аудиовизуального производства) рассматривается, как реальный сектор экономики, участвующий в производстве валового продукта и предоставляющий рабочие места, а главное — обеспечивающий информационную безопасность страны.

В таких странах как США, Индия, Турция доля собственного контента в общем объеме информационного контента, присутствующего в стране, составляет более 90%. Россия в 2015 году приблизилась к 65% присутствия собственного контента в стране. Казахстан и иные страны СНГ оцениваются на уровне 30%-го присутствия собственного контента в стране.

Причем, количество казахстанского цифрового контента за последние годы сокращается и переносится на платформы иностранных социальных сетей. Так, например, количество сайтов в Казнете сократилось практически в 2 раза, исчезает архивный цифровой контент. Об этом очень подробно пишет Марат Шибутов.

В результате, казахстанский цифровой контент генерится на иностранных платформах социальных сетей, на которые Казахстан никак влиять не может. И, как показывает опыт России, в любое время данный контент может «обнулиться».

Без развития отечественного цифрового контента ни о каком развитии креативных индустрий не может быть и речи, также как и не может быть речи о качественном развитии общества в целом.

Поэтому сегодня важно всем обратить внимание на эту проблему и начать генерить собственный цифровой контент на отечественных площадках. Я, например, после прямого эфира, который мы провели по этой теме на площадке TALAP TALK, решила на собственном примере показать, как можно участвовать в разработке собственного цифрового контента. Так, я запустила личный блог на портале Bluescreen.kz и открыла критический канал на Aitu «Ретроградная Азиза».

Итак, в первой части этого поста для развития и распространения отечественного цифрового контента предлагаю следующее:

Меры, которые можно принять в краткосрочном периоде:

1. Разместить оцифрованный контент «Казахфильма», ТРК Президента и других государственных каналов на отечественные платформы социальных сетей Aitu, Aitube. Необходимо повысить индекс присутствия государства в интернете. Казахстан не входит в список 70 стран в рейтинге присутствия государства в интернете, и уступает Грузии (0,3545), Гондурасу (0,3712) и др. странам.

2. Активизировать работу по оцифровке казахстанских библиотек. Необходимо начать строительство в Алматы и Нур-Султане нескольких дополнительных хранилищ для Республиканских библиотек, Национальной книжной палаты и архивов. Надо сразу рассчитывать на миллионы единиц хранения.

3. Предоставить КазНЭБ больше ресурсов, чтобы повысить количество оцифрованных единиц с 6000 в год хотя бы до 15000.

4. АО «НИТ» завести отдельный ЦОД для хранения данных с сайтов и информационных систем государственных органов. Данные должны быть хотя бы в форме облака для каждого госоргана. Восстановить архивные данные сайтов государственных органов.

5. «Нет критической массы». Отсутствие квалифицированных кадров, несоответствие специальностей ВУЗов и профтехучилищ потребностям рынка креативных индустрий и создания цифрового контента, отсутствие политики привлечения молодых людей в творческие специальности дают свои «плоды». Необходимо создание дополнительных колледжей и университетов для подготовки специалистов креативных индустрий с цифровыми навыками.

6. Необходимо гармонизировать нормы казахстанского законодательства с российским законодательством в рамках Таможенного союза, стимулирующим развитие кино- и теле-производства в виде освобождения от уплаты НДС, производство контента, имеющего статус «национального фильма».

7. Необходимо сформировать эффективный механизм государственно-частного партнерства для производства качественного контента путем создания специализированного Фонда, финансируемого за счет средств государственного бюджета, дополнительных сборов от проката иностранных фильмов и продаж иностранного контента. Данный Фонд, аккумулируя указанные финансовые ресурсы, может совместно с частными медиа финансировать производство креативных отечественных проектов в области кино, сериалов, анимационных фильмов, реалити-шоу и др.

8. Необходимо реформировать политику распределения государственного информационного заказа. Нужно перестать финансировать никому не нужные публикации — лучше перераспределить эти средства на поддержку цифрового контента.

Про реформирование гос.информ.заказа я напишу отдельно.

Автор: Азиза Шужеева

Развитие цифрового образования в Казахстане

По данным исследования издания East-West Digital News, объем мирового рынка образования составляет $4,5-5 трлн. При этом, на онлайн-образование приходится только 3% ($165 млрд). Однако, по прогнозам аналитиков, к 2023 году этот рынок увеличится до $240 млрд.

Также по оценкам экспертов, через несколько лет цифровое образование станет рынком с оборотом в $1 трлн (~ 10% всего мирового рынка образования).

При этом, самым динамичным рынком цифрового образования является Азия. По данным Goldman Sachs, в китайские EdTech-компании было вложено до 1,2 млрд долларов в 2016 году. Прогнозируется ежегодный рост индустрии на 20%. Аналитики KPMG оценивают рынок онлайн-образования в Индии в $1,96 млрд. К 2020 году прогнозировалось, что доля Азии в EdTech-индустрии составит около 54%.

Динамичность развития рынка EdTech в Азии, по материалам публикаций The Steppe, связана с тем, что в Азии высокая рождаемость (более 600 млн школьников). Население Азии «зациклено» на получении хорошего образования, и родители готовы вкладывать баснословные деньги в образование своих детей. В Сингапуре родители тратят более $70 тыс. в год на образование одного ребенка, что в два раза больше среднего глобального показателя.

В Китае сейчас 53% населения имеет доступ к интернету. Китайские гиганты, такие как Alibaba, Baidu, Tencent, щедро вкладываются в отрасль. Например, компания Yuanfudao получила $1 млрд от Tencent.

Иностранные игроки также заходят на рынок Азии. Например, инвестиционный фонд Марка Цукерберга инвестировал в стартап Byju’s (онлайн-образование в Индии). Китайское правительство вложило $1,07 млрд в стартапы EdTech в 2015 году. Правительство объявило, что к 2020 году будет инвестировано $30 млрд в EdTech. В Индии правительство запустило такие программы, как Digital India и Skill India, для цифровизации страны.

Китайский рынок породил шесть «единорогов», среди которых ошеломляет успех онлайн-платформы для обучения английского языка VIPKID, чья стоимость оценивается в $1,5 млрд. Более 200 тысяч китайских детей и подростков пользуются данным сервисом, в базе которого числится 30 тысяч учителей из США и Канады.

Уровень удержания студентов составляет 95%, а задания в 25 минут принесли компании $760 млн. VIPKID в 2018 году заняла 29-ое место в списке самых инновационных компаний в мире, став второй в Китае после Tencent. EdTech-обозреватели считают, что VIPKID добился такого успеха, благодаря трем вещам: строгий отбор и поиск подходящего учителя студенту, обучение один-на-один, быстрый фидбек и зачисление учеников, серьезно настроившихся на изучение английского.

На постсоветском пространстве главным драйвером рынка EdTech является Россия. В 2021 году рынок онлайн-образования составил $860 млн.

Теперь о Казахстане. У нас рынок EdTech находится на начале своего развития и есть огромный потенциал для инноваций. На нашем рынке уже появились крупные игроки, такие как BTS Education c проектами Jumysbar.kz,EduNavigator.kz — школа электронной коммерции (кстати, обучение здесь бесплатно).

Крупным игроком является цифровая образовательная платформа «Күнделік«, которая охватывает 3,2 млн учеников и 2,5 млн родителей, а также входит в топ-5 популярных казахстанских сайтов. Также заметными игроками являются Bilim media group с платформой bilimland.kz, «Центр инновационных технологий «Орлеу» с проектом Bilimal и «Алматыкітап» с цифровой платформой электронных учебников TopIQ и другие.

Вместе с тем, у казахстанского EdTech-рынка есть проблема — большинство местных компаний ориентированы только на внутренний рынок, поэтому они сталкиваются с его недостаточной емкостью. Как итог, их ждет неминуемая смерть или стабильная, но не растущая выручка. Однако есть выход и возможность масштабироваться — тесное партнерство с государством. Здесь необходима от государства четкая концепция развития рынка цифрового образования, нужны меры господдержки (сейчас компании EdTech в большинстве случаев не могут воспользоваться текущими мерами господдержки, так как не обладают серьезным залоговым имуществом). Нужна законодательная база, сейчас в Казахстане цифровое образование практически находится вне правового поля.

Для развития этого очень перспективного направления нужны усилия государства, однозначно, чтобы придать импульс рынку. Только вопрос, кто от лица государства будет двигать эту тему — МЦРИАП или МОН? Пока вопрос открыт.

Дискуссию о развитии цифрового образования надо продолжать, поэтому если у моих читателей будут конкретные предложения, пишите в комментариях. Надо дальше продвигать эти вопросы.

Автор: Азиза Шужеева

Что делать с «Зерде»: ликвидировать или реформировать?

15 апреля Касым-Жомарт Токаев дал поручение по реформированию Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде». В этом материале хочу рассказать об истории создания холдинга и, самое главное — поделиться своими мыслями и идеями, что стоит сделать, чтобы Холдинг полноценно выполнял задачи, которые изначально он на себя брал.

Для истории, АО НИКХ «Зерде» было создано в 2008 году после реорганизации «печально известного» холдинга «Самгау». А если точнее — после ликвидации Холдинга «Самгау» появилось три компании: «Зерде», «Арна Медиа» и «Парасат». Холдинг «Арна Медиа» позднее был ликвидирован, что с «Парасатом» — я не знаю.

Итак, в далеком 2008 году мы создавали Холдинг «Зерде», потому что понимали, что для дальнейшего развития «Электронного правительства» и развития цифровизации, Казахстану нужен свой центр компетенции. Мы понимали, что АО «НИТ» таким центром компетенций стать не сможет, так как появится серьезный конфликт интересов. Не может одна компания заниматься и стратегией, и сервисными функциями.

Пока я писала этот материал, параллельно подняла Стратегию Холдинга «Зерде», которую мы писали в 2008 году. Там были предусмотрены только следующие направления:

  1. Координация работ по разработке стратегических направлений развития «Электронного правительства»;
  2. Снижение цифрового неравенства в стране;
  3. Реализации единой технической политики государства;
  4. Развитие проектного менеджмента;
  5. Повышение эффективности деятельности группы компаний холдинга.

Под эти цели был сформирован компактный штат из 60 человек. И все — никаких лишних расходов или доходов.

Из «Зерде» я ушла в 2010 году, после этого Холдинг «оброс» огромным функционалом и превратился в «корпорацию монстров». У «Зерде» сейчас столько функций, что даже само нынешнее руководство до конца не понимает то, за что отвечает по законодательству.

Сейчас, в соответствии с законом «Об информатизации», предусмотрен Национальный институт развития в области ИКТ и сервисный интегратор «Электронного правительства» (далее — ЭП). Эти два института определены в лице АО НИХ «Зерде».

То есть «Зерде» должен создавать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отрасли ИКТ, стимулировать индустриально-инновационную деятельность в области ИКТ, обеспечивать соблюдение единых требований в области ИКТ и обеспечивать информационную безопасность, а также реализовывать сервисную модель информатизации. Кроме того, «Зерде» отвечает за методологическое обеспечение развития архитектуры ЭП, разрабатывает типовую архитектуру «Электронного акимата», а также разрабатывает, сопровождает реализацию и развивает архитектуру государственных органов.

Под реализацию всех этих задач государство выделяет хорошее финансирование. Сам Холдинг за последние несколько лет имел доходы в размерах более 5 млрд тг. А суммарно группа компаний Холдинга «Зерде» имеет доходы в ежемесячных размерах около 50 млрд тг.

При этом, штатная численность Холдинга «Зерде» выросла с 60 человек, когда я уходила в 2010 году, до более 200 человек (сейчас по факту работает около 160 чел.). При таком объеме функций и бюджетного финансирования никакого общественного мониторинга деятельности Холдинга «Зерде» нет.

23 августа 2021 года прошел конкурс на отбор членов Общественного совета, но результатов деятельности мы пока так и не увидели.

На официальном сайте холдинга «Зерде» также отсутствует информация о том, как Холдинг выполняет свои функции в соответствии с законом «Об информатизации». А также, что сделано за последние 5 лет, при ежегодных тратах в более 4-5 млрд тг в направлении развития ИКТ и реализации задач сервисного интегратора «Электронного правительства».

На основе изложенного, я поддерживаю поручение Президента о реформировании Холдинга «Зерде». Для этого предлагаю следующий комплекс мер:

1. Разобраться с многочисленными функциями Холдинга «Зерде» и внести в закон изменения, убрав излишний функционал.

2. Необходимо провести анализ деятельности Холдинга. Эту работу должен сделать новый Общественный Совет Холдинга (кстати, кто вошел в состав?). Деятельность Холдинга должна быть прозрачной, а для этого важно вынести на рассмотрение общественности результаты деятельности Холдинга в соответствии с Законом «Об информатизации».

3. Сегодня важно сконцентрироваться на решении текущих проблем дочерних компаний, а их накопилось тоже достаточно.

4. Очень важно понять, разработал ли сервисный интегратор архитектуру ЭП? Нужно, чтобы ИТ рынок увидел этот документ. Каковы планы Холдинга по реализации Указа Главы государства о дебюрократизации?

5. Что делается в направлении реализации единой технической политики?

6. В Стратегии развития «Зерде» на 2021-2030 годы предусмотрено повышение Индекса развития ЭП с 25 позиции в 2024 году, до 19 позиции в 2030 году. Каким образом эта Стратегия будет реализована, есть ли какой-то план действий?

7. Предлагаю также пересмотреть HR-политику Холдинга, потому что такого количества трудовых конфликтов, которые были там за последние годы, я не помню вообще. Такого никогда не было.

Надо понять, как Холдинг собирается наращивать свой кадровый потенциал. Ну, и оптимизация тоже нужна. На более 250 сотрудников, в структуре предусмотрены 5 руководящих позиций в виде заместителей, управляющего директора и других. Также предусмотрены около 20 позиций руководителей среднего звена. Зачем на такое количество столько управленческих позиций, тоже вызывает вопросы?

Автор: Азиза Шужеева

Новые возможности для казахстанских женщин в цифровой экономике

Цифровизация и бурное технологическое развитие открывают не только новые возможности, но также формирует новые социальные вызовы и риски для женщин. Одним из значимых рисков, связанных с развитием цифровой̆ экономики, признается нарастание гендерного неравенства в сфере труда и в обществе в целом. В докладе саммита Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ, 2016) было отмечено, что предстоящие технологические изменения в сфере занятости в большей степени коснутся именно женщин. 

Если сложившуюся ситуацию на рынке труда не изменить, то «в ближайшие десятилетия государство и общество столкнутся с новым видом асимметричного распределения мужчин и женщин в различных структурах занятости: с технологической гендерной сегрегацией на рынке труда. Очевидно, что при сохранении деления профессий на «мужские» и «женские» гендерный разрыв в цифровой экономике возрастет, что приведет к прямой дискриминации женщин и усилению феминизации бедности».

«Женщины должны открыть для себя новые возможности в цифровой экономике»

Новые возможности для казахстанских девочек и женщин в цифровой экономике, были обсуждены на встрече Председателя Национальной комиссии по вопросам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан А. Балаевой с женщинами IT-предпринимателями, которая состоялась 27 августа 2022 года в г. Нур-Султан.

Цифровизация и бурное технологическое развитие открывают не только новые возможности, но также формирует новые социальные вызовы и риски для женщин. Одним из значимых рисков, связанных с развитием цифровой̆ экономики, признается нарастание гендерного неравенства в сфере труда и в обществе в целом. В докладе саммита Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ, 2016) было отмечено, что предстоящие технологические изменения в сфере занятости в большей степени коснутся именно женщин. 

Казахстан добился существенных результатов среди стран Центральной Азии и Восточной Европы в области цифровизации и распространения интернета, несмотря на огромную территорию. 

В рейтинге ООН по индексу развития электронного правительства Казахстан занимает 8 место в Азии и 39 место по всему миру.  В 2020 году занял 29 место среди 193 стран-членов ООН по индикатору «онлайн-обслуживание» страна занимает 26 место в мире.

По индексу открытых данных правительства Казахстан занял 1 место среди азиатских стран. По индексу онлайн-услуг — 3 место среди стран Азии и 11 место в общемировом рейтинге. По уровню развития местных онлайн-услуг г. Алматы расположился на 29 месте среди 100 городов мира.

Цифровизация в Казахстане шагнула далеко, опередив многие европейские и центрально-азиатские страны. Это открывает большие возможности для казахстанских женщин, которые должны научиться пользоваться цифровыми сервисами и находить себе ниши для заработка в цифровой экономике. Общественное объединение TECHNOWOMEN предлагает разработать программу повышения базовой цифровой грамотности населения, как основы для использования цифровых технологий и Интернета в повседневной жизни всех слоев населения по всем регионам для повышения качества жизни, уровня счастья, доступа к качественным источникам знаний, повышения уровня вовлеченности населения в социально-экономическую жизнь страны.  Женщины, которые заняты микро и малым предприятием, ремесленницы, сельские предпринимательницы должны открыть для себя возможности электронной коммерции, для того чтобы открыто выходить на казахстанские и зарубежные маркетплейсы.

Азиза Шужеева, президент TECHNOWOMEN предложила активно осваивать новые технологические направления, такие как космическую отрасль и искусственный интеллект. «Нужно разрабатывать и запускать женскую космическую программу. Почему за 30 лет независимости у нас нет женщины-космонавта? Искусственный интеллект – является очень перспективным сектором IT отрасли. Предлагаю выделить специальные образовательные гранты на обучение девушек STEM профессиям, особенно в области искусственного интеллекта, программирования, освоения космоса в ВУЗах и ТИПО. Проработать программы получения профессионального образования с возможностью совмещения с работой, развитие онлайн обучения, гибридных форм образования, чтобы больше работающей молодежи и женщин, потерявших работу могли переобучаться и находить новые рабочие места в технологических отраслях и компаниях» — рассказала Шужеева А.

Бикеш Курмангалиева, со-основатель TECHNOWOMEN: «Для цифровой трансформации госуправления и экономики предлагаем запустить программу по подготовке цифровых офицеров, офицеров по цифровой трансформации (CDO, CDTO), которые потом на управленческих должностях в госорганах, корпорациях, компаниях станут агентами цифровизации. Сообщество TECHNOWOMEN привлечет в эту программу больше женщин — IT специалистов высокого уровня. Это создаст новые социальные лифты и привлечет больше женщин в технологические отрасли. Квазигосударственные корпорации в рамках поручения Главы государства по 30% представленности женщин в управлении могут воспользоваться возможностями кадрового резерва TECHNOWOMEN и привлекать больше женщин на руководящие позиции, которые будут продвигать цифровую повестку».

С целью максимального вовлечения девушек в цифровую экономику предлагается открыть во всех ВУЗах и колледжах клубы TECHNO GIRLS, которые сообщество TECHNOWOMEN будет менторить, обучать и направлять на наиболее востребованные направления.

На региональном уровне, совместно с местными исполнительными органами TECHNOWOMEN готовы помочь  в создании региональных IT-хабов для того чтобы активно вовлекать молодежь, женщин в цифровое предпринимательство, демонстрировать лучшие практики цифровой экономики, дистанционной работы,  созданию специализированных курсов для домохозяек, временно незанятых, самозанятых женщин, с постоянной онлайн поддержкой менторов и экспертов в различных сферах деятельности. 

На встрече были презентованы IT проекты казахстанских предпринимательниц для развития электронной коммерции социальных предпринимателей, поддержки женщин-предпринимателей, онлайн образования, повышения квалификации педагогов и цифровизации школ, полового воспитания молодежи, профилактики бытового насилия, борьбы с сексуальными домогательствами, онлайн сопровождения женщин во время беременности, а также выявления онкологических заболеваний и диагностики беременных.

Сегодня важно проводить активную информационно-просветительскую работу и показывать новые образы прогрессивных женщин которые реализовались в технологических отраслях. Необходимо с помощью СМИ и соцсетей показывать новые возможности для девочек и женщин в цифровой экономике, а также мотивировать семьи инвестировать в девочек и направлять их на обучение STEM дисциплинам. Например, в программе TECH News на Хабар 24 показывать достижения Казахстана в цифровизации, распространять информацию о новых возможностях и показывать новые женские лица и женские IT проекта под маркой “Made inKZ”.

На встрече будут принимать участие представители центральных государственных органов, местных государственных органов, квазигосударственных компаний и СМИ.

Организаторами мероприятия выступают Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте РК и общественное объединение «TECHNOWOMEN”.

Справочно: Общественное объединение «TECHNOWOMEN” создано в марте 2022 года, в целях объединения усилий прогрессивных женщин для создания новых возможностей для девочек и женщин в цифровой экономике. В сообщество «TECHNO WOMEN» вошли более 400 женщин, которые развивают технологичный стартапы, цифровые сервисы в МСБ, работающие в компаниях сектора EduTech, FinTech, GovTech, HealthTech Digital, New Media и других направлениях, связанных с высокими технологии.