Что делать с «Зерде»: ликвидировать или реформировать?
15 апреля Касым-Жомарт Токаев дал поручение по реформированию Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде». В этом материале хочу рассказать об истории создания холдинга и, самое главное — поделиться своими мыслями и идеями, что стоит сделать, чтобы Холдинг полноценно выполнял задачи, которые изначально он на себя брал.
Для истории, АО НИКХ «Зерде» было создано в 2008 году после реорганизации «печально известного» холдинга «Самгау». А если точнее — после ликвидации Холдинга «Самгау» появилось три компании: «Зерде», «Арна Медиа» и «Парасат». Холдинг «Арна Медиа» позднее был ликвидирован, что с «Парасатом» — я не знаю.
Итак, в далеком 2008 году мы создавали Холдинг «Зерде», потому что понимали, что для дальнейшего развития «Электронного правительства» и развития цифровизации, Казахстану нужен свой центр компетенции. Мы понимали, что АО «НИТ» таким центром компетенций стать не сможет, так как появится серьезный конфликт интересов. Не может одна компания заниматься и стратегией, и сервисными функциями.
Пока я писала этот материал, параллельно подняла Стратегию Холдинга «Зерде», которую мы писали в 2008 году. Там были предусмотрены только следующие направления:
- Координация работ по разработке стратегических направлений развития «Электронного правительства»;
- Снижение цифрового неравенства в стране;
- Реализации единой технической политики государства;
- Развитие проектного менеджмента;
- Повышение эффективности деятельности группы компаний холдинга.
Под эти цели был сформирован компактный штат из 60 человек. И все — никаких лишних расходов или доходов.
Из «Зерде» я ушла в 2010 году, после этого Холдинг «оброс» огромным функционалом и превратился в «корпорацию монстров». У «Зерде» сейчас столько функций, что даже само нынешнее руководство до конца не понимает то, за что отвечает по законодательству.
Сейчас, в соответствии с законом «Об информатизации», предусмотрен Национальный институт развития в области ИКТ и сервисный интегратор «Электронного правительства» (далее — ЭП). Эти два института определены в лице АО НИХ «Зерде».
То есть «Зерде» должен создавать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отрасли ИКТ, стимулировать индустриально-инновационную деятельность в области ИКТ, обеспечивать соблюдение единых требований в области ИКТ и обеспечивать информационную безопасность, а также реализовывать сервисную модель информатизации. Кроме того, «Зерде» отвечает за методологическое обеспечение развития архитектуры ЭП, разрабатывает типовую архитектуру «Электронного акимата», а также разрабатывает, сопровождает реализацию и развивает архитектуру государственных органов.
Под реализацию всех этих задач государство выделяет хорошее финансирование. Сам Холдинг за последние несколько лет имел доходы в размерах более 5 млрд тг. А суммарно группа компаний Холдинга «Зерде» имеет доходы в ежемесячных размерах около 50 млрд тг.
При этом, штатная численность Холдинга «Зерде» выросла с 60 человек, когда я уходила в 2010 году, до более 200 человек (сейчас по факту работает около 160 чел.). При таком объеме функций и бюджетного финансирования никакого общественного мониторинга деятельности Холдинга «Зерде» нет.
23 августа 2021 года прошел конкурс на отбор членов Общественного совета, но результатов деятельности мы пока так и не увидели.
На официальном сайте холдинга «Зерде» также отсутствует информация о том, как Холдинг выполняет свои функции в соответствии с законом «Об информатизации». А также, что сделано за последние 5 лет, при ежегодных тратах в более 4-5 млрд тг в направлении развития ИКТ и реализации задач сервисного интегратора «Электронного правительства».
На основе изложенного, я поддерживаю поручение Президента о реформировании Холдинга «Зерде». Для этого предлагаю следующий комплекс мер:
1. Разобраться с многочисленными функциями Холдинга «Зерде» и внести в закон изменения, убрав излишний функционал.
2. Необходимо провести анализ деятельности Холдинга. Эту работу должен сделать новый Общественный Совет Холдинга (кстати, кто вошел в состав?). Деятельность Холдинга должна быть прозрачной, а для этого важно вынести на рассмотрение общественности результаты деятельности Холдинга в соответствии с Законом «Об информатизации».
3. Сегодня важно сконцентрироваться на решении текущих проблем дочерних компаний, а их накопилось тоже достаточно.
4. Очень важно понять, разработал ли сервисный интегратор архитектуру ЭП? Нужно, чтобы ИТ рынок увидел этот документ. Каковы планы Холдинга по реализации Указа Главы государства о дебюрократизации?
5. Что делается в направлении реализации единой технической политики?
6. В Стратегии развития «Зерде» на 2021-2030 годы предусмотрено повышение Индекса развития ЭП с 25 позиции в 2024 году, до 19 позиции в 2030 году. Каким образом эта Стратегия будет реализована, есть ли какой-то план действий?
7. Предлагаю также пересмотреть HR-политику Холдинга, потому что такого количества трудовых конфликтов, которые были там за последние годы, я не помню вообще. Такого никогда не было.
Надо понять, как Холдинг собирается наращивать свой кадровый потенциал. Ну, и оптимизация тоже нужна. На более 250 сотрудников, в структуре предусмотрены 5 руководящих позиций в виде заместителей, управляющего директора и других. Также предусмотрены около 20 позиций руководителей среднего звена. Зачем на такое количество столько управленческих позиций, тоже вызывает вопросы?
Автор: Азиза Шужеева