Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 4.
Так как законодательная база была полностью готова, далее начинается четвертый этап развития е-правительства. Этот этап я называю «Расширение е-услуг».
Данный этап реализовывался в рамках госпрограммы «Информационный Казахстан 2013-2018г.г.». В этот период началась активная интеграция информационных систем госорганов, всего было реализовано более 150 электронных услуг, проводилась активная работа по модернизации ИКТ инфраструктуры, вводились стандарты 4G. В этот период увеличилось количество пользователей интернет, сильно повысился уровень цифровой грамотности. Стало появляться больше сервисов, начала активно развиваться электронная коммерция. В частности, на 100% была автоматизирована процедура подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка, была открыта база для обсуждения законопроектов и прочее.
Количество пользователей egov стало стремительно расти, портал выдавал уже по 2-3 млн справок в год.
Кстати, переход на платформенную модель возник не сегодня и даже не вчера. Тогда в 2015 году был принят новый Закон РК «Об информатизации», было введено понятие информационно-коммуникационной платформы «Электронного правительства». И оператор инфраструктуры «Электронного правительства» в лице АО «НИТ» должен был начать создание информационно-коммуникационной платформы «Электронного правительства» (пункт 11, статья 13 «Закона об информатизации»).
Далее уже в 2018 году был принят приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 239 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 июня 2018 года № 17046) «Об утверждении Требований по развитию архитектуры «Электронного правительства». И был утвержден принцип платформенности, что предусматривает «формирование и постоянное развитие межведомственных централизованных технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и инструментов для решения общих технических задач в рамках различных отраслей (сфер) государственного управления».
Также был утвержден принцип универсальности решений. После этого с 2018 года АО «НИТ» планировал реализацию проекта по созданию платформы «Электронного правительства», который назывался G-Cloud.
Здесь, конечно, большой вопрос к Холдингу «Зерде», как к системному интегратору и национальному институту развития ИКТ отрасли, почему эта платформа так и не была создана. Этот пробел сильно почувствовался при пандемии, когда для выдачи 42 500 тенге потребовалась доработка информационных систем. Эту задачу в короткие сроки было невозможно реализовать, так как в е-правительстве культура непрерывного программирования невозможна в принципе. Насколько я знаю, переход на промышленную платформу вендора активно рассматривался и велись переговоры.
Автор: Азиза Шужеева